Gorod755
14-03-2025, 16:40 43 0

Рабочее время и время отдыха водителей автомобилей, троллейбусов и трамваев

Постановлением Минтранса от 09.01.2025 N 1 утверждено Положение о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей, троллейбусов и трамваев (далее — Положение N 1). С 01.04.2025 оно заменит Положение о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобильного транспорта и Положение о рабочем времени и времени отдыха водителей троллейбусов и трамваев.




1. Общие положения

С 01.04.2025 режим труда и отдыха водителей автомобилей, которые выполняют внутриреспубликанские автомобильные перевозки, водителей троллейбусов и трамваев, выполняющих перевозки пассажиров городским электрическим транспортом, будет регулировать новый документ — Положение N 1. То есть в одном документе объединили нормы для водителей автомобильного транспорта и водителей троллейбусов и трамваев. В связи с этим с 01.04.2025 утратят силу постановления Минтранса N 82 и N 35, которыми ранее были утверждены отдельные положения для указанных видов транспорта.

Напомним, что 05.03.2025 было опубликовано постановление Минтранса от 09.01.2025 N 2, в котором предусмотрено, что Положение о рабочем времени и времени отдыха водителей троллейбусов и трамваев утратит силу с 01.04.2025.

Нормы, регулирующие режим труда и отдыха водителей, скорректированы. Изменения связаны в том числе с приведением норм в соответствие ТК.

Примечание
Прямо предусмотрено, что при выполнении международных автомобильных перевозок наниматели могут руководствоваться Положением N 1 в части, не урегулированной международными договорами Республики Беларусь (ч. 2 п. 2 Положения N 1).

2. Рабочее время

2.1. Скорректирован перечень периодов, из которых состоит рабочее время водителя

С 01.04.2025 в рабочее время водителя дополнительно к ранее предусмотренным положениям включается время (абз. 4, 5, 10 п. 8 Положения N 1, п. 9 Положения N 82, п. 7 Положения N 35):

— проведения контроля технического состояния транспортного средства перед началом работы;

— контроля размещения, крепления и состояния груза перед началом движения;

— прекращения движения транспортного средства на маршруте (линии), связанное с технической неисправностью, помехой для движения, а также обусловленное технологическим процессом.

Обратите внимание!
Из перечня периодов, которые включают в рабочее время водителя, исключили время простоев не по вине водителя (п. 8 Положения N 1).

Кроме того, конкретизировано, что понимается под проведением предрейсового медицинского обследования, время которого включается в рабочее время водителя. Это контроль состояния водителей на предмет нахождения в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ (абз. 3 п. 8 Положения N 1).

2.2. Дополнен перечень случаев, когда продолжительность рабочего дня (смены) водителя может быть увеличена до 12 ч

Напомним, ранее было предусмотрено, что продолжительность рабочего дня (смены) водителя автомобильного транспорта может быть увеличена нанимателем до 12 ч по согласованию с профсоюзом (при его наличии) при выполнении (п. 15 Положения N 82):

— городских и пригородных автомобильных перевозок в регулярном сообщении;

— междугородной автомобильной перевозки, когда водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха;

— автомобильных перевозок для собственных нужд.

С 01.04.2025 этот перечень дополнен. Так, продолжительность ежедневной работы (смены) водителя может быть установлена до 12 ч также при выполнении (п. 14 Положения N 1):

1) перевозок пассажиров городским электрическим транспортом;

2) автомобильных перевозок, перевозок пассажиров городским электрическим транспортом в нерегулярном сообщении и для собственных нужд;

3) перевозок:

— для учреждений здравоохранения;

— организаций коммунальных служб;

— телеграфной, телефонной и почтовой связи;

— аварийных служб;

— технологических (внутриобъектных, внутризаводских и внутрикарьерных) перевозок без выхода на автомобильные дороги общего пользования, улицы городов и других населенных пунктов;

— на служебных легковых автомобилях при обслуживании государственных органов и органов местного управления и самоуправления;

— инкассаторских, пожарных и аварийно-спасательных автомобилях;

— руководителей организаций;

4) дежурства в резерве.

Примечание
Положением о рабочем времени и времени отдыха водителей троллейбусов и трамваев не были предусмотрены случаи, когда продолжительность рабочего дня (смены) водителя может быть увеличена до 12 ч.

3. Время отдыха

3.1. Скорректированы положения о предоставлении перерыва для отдыха и питания

С 01.04.2025 предусмотрено, что, если ПВТР, графиком работ (сменности) установлена продолжительность рабочего дня (смены) более 8 ч, водителю допускается предоставлять 2 перерыва для отдыха и питания. Их общая продолжительность должна быть не более 2 ч. При этом один из таких перерывов должен быть не менее 20 мин.

Напомним, что ранее для такой ситуации была установлена продолжительность перерыва для отдыха и питания для водителей (ч. 2 п. 21 Положения N 82, ч. 2 п. 14 Положения N 35):

— автомобильного транспорта — не более 2 ч и не менее 40 мин;

— троллейбусов и трамваев — не более 2 ч и не менее 30 мин.

3.2. Уточнен порядок предоставления дополнительного специального перерыва для отдыха от управления транспортным средством

С 01.04.2025 установлено, что после непрерывного 2-часового управления транспортным средством водителю предоставляется дополнительный специальный перерыв для отдыха от управления транспортным средством продолжительностью не менее 10 мин, включаемый в рабочее время.

Таким образом исключено положение о том, что такой перерыв может быть присоединен к последующему перерыву после непрерывного управления автомобилем в течение 4 ч (ч. 1 п. 22 Положения N 1, ч. 1 п. 22 Положения N 82).

Отметим, что Положением о рабочем времени и времени отдыха водителей троллейбусов и трамваев такой перерыв не был предусмотрен.

3.3. Изменен порядок определения времени предоставления еженедельного непрерывного отдыха

С 01.04.2025 определено, что еженедельный непрерывный отдых предоставляется водителю не позднее 6 сут. с момента окончания предыдущего еженедельного непрерывного отдыха (п. 25 Положения N 1).

Напомним, что ранее определялось число дней еженедельного отдыха в текущем месяце. При этом оно должно было составлять не менее числа полных рабочих недель этого месяца (ч. 1 п. 26 Положения N 82, ч. 1 п. 16 Положения N 35). В Положении N 1 такой нормы нет.

Отзывы (0)