
Рабочее время и время отдыха водителей автомобилей, троллейбусов и трамваев
Постановлением Минтранса от 09.01.2025 N 1 утверждено Положение о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей, троллейбусов и трамваев (далее — Положение N 1). С 01.04.2025 оно заменит Положение о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобильного транспорта и Положение о рабочем времени и времени отдыха водителей троллейбусов и трамваев.
1. Общие положения
С 01.04.2025 режим труда и отдыха водителей автомобилей, которые выполняют внутриреспубликанские автомобильные перевозки, водителей троллейбусов и трамваев, выполняющих перевозки пассажиров городским электрическим транспортом, будет регулировать новый документ — Положение N 1. То есть в одном документе объединили нормы для водителей автомобильного транспорта и водителей троллейбусов и трамваев. В связи с этим с 01.04.2025 утратят силу постановления Минтранса N 82 и N 35, которыми ранее были утверждены отдельные положения для указанных видов транспорта.
Напомним, что 05.03.2025 было опубликовано постановление Минтранса от 09.01.2025 N 2, в котором предусмотрено, что Положение о рабочем времени и времени отдыха водителей троллейбусов и трамваев утратит силу с 01.04.2025.
Нормы, регулирующие режим труда и отдыха водителей, скорректированы. Изменения связаны в том числе с приведением норм в соответствие ТК.
Примечание
Прямо предусмотрено, что при выполнении международных автомобильных перевозок наниматели могут руководствоваться Положением N 1 в части, не урегулированной международными договорами Республики Беларусь (ч. 2 п. 2 Положения N 1).
2. Рабочее время
2.1. Скорректирован перечень периодов, из которых состоит рабочее время водителя
С 01.04.2025 в рабочее время водителя дополнительно к ранее предусмотренным положениям включается время (абз. 4, 5, 10 п. 8 Положения N 1, п. 9 Положения N 82, п. 7 Положения N 35):
— проведения контроля технического состояния транспортного средства перед началом работы;
— контроля размещения, крепления и состояния груза перед началом движения;
— прекращения движения транспортного средства на маршруте (линии), связанное с технической неисправностью, помехой для движения, а также обусловленное технологическим процессом.
Обратите внимание!
Из перечня периодов, которые включают в рабочее время водителя, исключили время простоев не по вине водителя (п. 8 Положения N 1).
Кроме того, конкретизировано, что понимается под проведением предрейсового медицинского обследования, время которого включается в рабочее время водителя. Это контроль состояния водителей на предмет нахождения в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ (абз. 3 п. 8 Положения N 1).
2.2. Дополнен перечень случаев, когда продолжительность рабочего дня (смены) водителя может быть увеличена до 12 ч
Напомним, ранее было предусмотрено, что продолжительность рабочего дня (смены) водителя автомобильного транспорта может быть увеличена нанимателем до 12 ч по согласованию с профсоюзом (при его наличии) при выполнении (п. 15 Положения N 82):
— городских и пригородных автомобильных перевозок в регулярном сообщении;
— междугородной автомобильной перевозки, когда водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха;
— автомобильных перевозок для собственных нужд.
С 01.04.2025 этот перечень дополнен. Так, продолжительность ежедневной работы (смены) водителя может быть установлена до 12 ч также при выполнении (п. 14 Положения N 1):
1) перевозок пассажиров городским электрическим транспортом;
2) автомобильных перевозок, перевозок пассажиров городским электрическим транспортом в нерегулярном сообщении и для собственных нужд;
3) перевозок:
— для учреждений здравоохранения;
— организаций коммунальных служб;
— телеграфной, телефонной и почтовой связи;
— аварийных служб;
— технологических (внутриобъектных, внутризаводских и внутрикарьерных) перевозок без выхода на автомобильные дороги общего пользования, улицы городов и других населенных пунктов;
— на служебных легковых автомобилях при обслуживании государственных органов и органов местного управления и самоуправления;
— инкассаторских, пожарных и аварийно-спасательных автомобилях;
— руководителей организаций;
4) дежурства в резерве.
Примечание
Положением о рабочем времени и времени отдыха водителей троллейбусов и трамваев не были предусмотрены случаи, когда продолжительность рабочего дня (смены) водителя может быть увеличена до 12 ч.
3. Время отдыха
3.1. Скорректированы положения о предоставлении перерыва для отдыха и питания
С 01.04.2025 предусмотрено, что, если ПВТР, графиком работ (сменности) установлена продолжительность рабочего дня (смены) более 8 ч, водителю допускается предоставлять 2 перерыва для отдыха и питания. Их общая продолжительность должна быть не более 2 ч. При этом один из таких перерывов должен быть не менее 20 мин.
Напомним, что ранее для такой ситуации была установлена продолжительность перерыва для отдыха и питания для водителей (ч. 2 п. 21 Положения N 82, ч. 2 п. 14 Положения N 35):
— автомобильного транспорта — не более 2 ч и не менее 40 мин;
— троллейбусов и трамваев — не более 2 ч и не менее 30 мин.
3.2. Уточнен порядок предоставления дополнительного специального перерыва для отдыха от управления транспортным средством
С 01.04.2025 установлено, что после непрерывного 2-часового управления транспортным средством водителю предоставляется дополнительный специальный перерыв для отдыха от управления транспортным средством продолжительностью не менее 10 мин, включаемый в рабочее время.
Таким образом исключено положение о том, что такой перерыв может быть присоединен к последующему перерыву после непрерывного управления автомобилем в течение 4 ч (ч. 1 п. 22 Положения N 1, ч. 1 п. 22 Положения N 82).
Отметим, что Положением о рабочем времени и времени отдыха водителей троллейбусов и трамваев такой перерыв не был предусмотрен.
3.3. Изменен порядок определения времени предоставления еженедельного непрерывного отдыха
С 01.04.2025 определено, что еженедельный непрерывный отдых предоставляется водителю не позднее 6 сут. с момента окончания предыдущего еженедельного непрерывного отдыха (п. 25 Положения N 1).
Напомним, что ранее определялось число дней еженедельного отдыха в текущем месяце. При этом оно должно было составлять не менее числа полных рабочих недель этого месяца (ч. 1 п. 26 Положения N 82, ч. 1 п. 16 Положения N 35). В Положении N 1 такой нормы нет.